Азат Бердин в программе «Интервью» на БСТ
Программа «Интервью» на БСТ от 15 октября 2019 года. Гость студии ведущий научный сотрудник @Институт Стратегических Исследований Республики Башкортостан Азат Тагирович Бердин Часть 1
Екатерина Тимиряева: Башкортостан продолжает праздновать свой вековой юбилей. В российских регионах проходят мероприятия, приуроченные к этой дате.
В Москве ученые обсудили опыт региона в формировании согласия и мира между народами, представители которых проживают в Башкортостане
Наш гость — Азат Бердин, директор Центра социокультурного моделирования, ведущий научный сотрудник Институт Стратегических Исследований Республики Башкортостан.
Азат Бердин (Azat Berdin): Прежде всего я бы обратил внимание на слова Дробижева, Леокадия Михайловна . Она начала с того, что сам юбилей нашей республики проходит очень открыто и это заметило научное сообщество страны.
Екатерина Арутюнова (Ekaterina Arutyunova) работала с нами по этнолингвистическим проблемам — она подробно описала кейс Башкортостана и кейс Татарстана в языковом вопросе.
Как раз выступление Екатерины Михайловны Арутюновой стало одним из знаковых докладов конференции.
Екатерина Арутюнова (Ekaterina Arutyunova) работала с нами по этнолингвистическим проблемам — она подробно описала кейс Башкортостана и кейс Татарстана в языковом вопросе.
Как раз выступление Екатерины Михайловны Арутюновой стало одним из знаковых докладов конференции.
Она описывала этнолингвистический конфликт, который был в 2017 году. И это не уровень только Башкортостана и Татарстана и иных этнических регионов — это вопрос федерального уровня.
Было отмечено, что в Башкортостане конфликт развивался по более конструктивному пути, чем в Татарстане. Хотя и отклик общественности здесь был совершенно другой.
Ее слова сразу вызвали живой отклик и последовавшее обсуждение было довольно живым. Зугура Рахматуллина, Ахмет Ярлыкапов (Akhmet Yarlykapov), Гумерова, Лилия Салаватовна приняли активное участие в обсуждении.
Россию многонациональностью не удивить, но и здесь Башкортостан выделяется среди всех регионов России. Пожалуй, только Дагестан, вмещает столько же народов как наша республика. Но и здесь есть особенности.
В Башкортостане существуют три наиболее крупные национальные общины: башкиры, русские и татары. Две конфессии определяют этнополитическую картину: ислам и христианство. Примерно 65% населения — этнические мусульмане.
Это согласие выработалось путем сложного исторического опыта и оно должно постоянно обновляться, адаптироваться к новым вызовам. Грубо говоря — каждодневно мы конструируем эту мозаику заново. Мы — все население республики. И мы — сообщество ученых и экспертов, ведущих эту тему.
Екатерина Тимиряева: А что лежит в основе этого согласия? Единые ценности? Или что-то другое?
Азат Бердин: Этнические идентичности у каждого народа разные, но существуют ценности иного, высшего порядка — цивилизационные.
Возьмем такую ценность как семья. Вот как смотрят на эту семью, какие у людей представления о добре и зле, о дружбе, войне и мире.
Вот эти ценности гуманитарного, цивилизационного плана — они объединяют нас в одну общность.
Это сложилось веками. Ее называют «Евразийской», «Российской» общностью. Сейчас ее пытаются оформить в плане гражданского развития в единую гражданскую российскую нацию.
Вокруг вопроса единой российской гражданской нации было много как откровенных спекуляций, так и вполне закономерных сомнений.
Российская гражданская нация понимается именно как «нация наций». То есть она ни в коем случае не должна угрожать этнической идентичности составляющих Россию народов.
Не должна угрожать и статусу составляющих ее национальных республик. Федерация — это исторически сложившееся оформление нашей страны. Причем первой из составляющих нашу страну национальных республик был Башкортостан, чье столетие мы отмечаем в этом году.
Екатерина Тимиряева: Возьмем предыдущие сто лет республики. Как формировалось многонациональное общество? Вы уже указали на сложности, а как республика их преодолевала?
Азат Бердин: Единственно возможный путь — исторический компромисс. на этом пути было много проб и ошибок, столетие республики было очень драматичным.
Взять хотя бы становление автономии.
На самом деле именно договор об автономии позволил России сохраниться как единому целому. Белое движение не могло предоставить народам России приемлемого для них решения национального вопроса. Лозунги белого движения о «России единой и неделимой», призывы дождаться учредительного собрания(это в условиях Гражданской войны) — были совершенно утопичны и провальны.
А лозунг противоположной стороны — объединиться на новых цивилизационных критериях: пролетарский интернационализм на основе права наций на самоопределение — он как раз нашел горячий отзвук.
Дело в том, что тогда этот тренд «право наций на самоопределение» был глобальным. Его выдвигали такие политики, как Ленин, Владимир Ильич (в России победил его проект) и американский президент Вильсон, Вудро.
принцип права наций на самоопределение лег в основу Лиги Наций, а позже и его преемника — Организации Объединенных Наций (ООН).
Решение войти в состав федерации — это эпохальное решение. Такие решения принимаются редко. Тогда мы свой выбор сделали и Башкирия стала на основе права наций на самоопределение частью России.
Это событие, которое через многие договоры, компромиссы, войну и мир дошли до нас — мы и празднуем.
Екатерина Тимиряева: Вы в одном из выступлений говорили, что на укрепление российской гражданской нации влияет почитание национальных героев Башкортостана. Как это взаимосвязано?
Азат Бердин: Связь теснейшая. Приведу пример. Рядом с нами (с Телецентром в Уфе) стоит самый большой конный памятник в Европе — памятник национальному герою Салавату Юлаеву. Его культ в свое время был всесоюзным.
Когда национальные герои отдельных народов становятся национальными героями всей страны — тогда история народа органично «вписывается» в историю сверхдержавы.
И благодаря этому механизму каждый народ, составляющий Россию, находил свое место не только в настоящем, но и в прошлом нашей страны.
Так создается общенациональная традиция, которая вбирает в себя и этнические традции и одну общую традицию нации наций. В советское время это было создано и достаточно успешно работало.
Такие же пути предстоит искать и нам сейчас.