«Без царя»- башкиро-шотландские параллели акефальной системы

«Без царя»- башкиро-шотландские параллели акефальной системы

Глубокие пласты истории затронул кандидат исторических наук, эксперт Федерального агентства по делам национальностей, заместитель председателя комиссии по истории Всемирного курултая башкир Юлдаш Юсупов на круглом столе «Башкиры Среднего Поволжья на стыке культур Степной Евразии и России», организованном в рамках Дней башкирской культуры и просвещения в Самарской области, посвященных 100-летию со дня образования Республики Башкортостан.

Он рассказал о более глубинных, доордынских внутриэтнических процессах, которые привели к событиям столетней давности — с созданием отдельной республики и быстрой мобилизацией.

— Система внутреннего устройства и взаимодействия башкирских родов в корне отличается от структур иных кочевых сообществ. Традиционный подход об иерархии власти в кочевом сообществе венгерского исследователя Дейера позже был развит в трудах Кразина, Трепавлова. Каганаты, Золотая Орда — все это системы больших иерархий. Однако, система, утвердившаяся в среде башкирских родов не имела строгой иерархии и ни один род не был выше или ниже другого. Исследователи называют такую модель акевфальной системой, — отмечает исследователь.

Изначально опирающаяся на хозяйственные потребности такая система впоследствии экстраполировалась и в политическую сферу — такое состояние общества, которое называют также “башкирской политией” позволяло обществу избежать необходимости в надстройке в виде централизованного органа управления.

Акефальная система изначально более сложная сама по себе модель, нежели ранние иерархичные государства. Применительно к кочевому образу жизни актуально то, что эта система была более устойчива в условиях засух.

— Результатом политогенеза этой акефальной системы башкир стала клановая структура, где не было верховенства “шежере” в отличие от казахов и кыргызов. У башкир “шежере” — это генеалогическая цепочка, но не часть иерархии. Если проводить аналогии, то можно их провести с шотландскими кланами, где принадлежность к кланам не выражалась в статусно-ролевом положении, — говорит ученый.

Это определило устойчивость башкир в исторической перспективе — они фактически пережили несколько империй.

— Впервые башкиры фиксируются в 10 веке Ибн Фадланом в составе Волжской Булгарии. Волжская Булгария распадается — формируется Золотая Орда. Золотая Орда распадается — формируются постордынские государственные образования. Башкиры все это время существуют в своей политической системе. И когда приходит Московское княжество — башкиры всю свою систему клановых взаимоотношений переносят в новое государство, органичной частью которого они становятся, — подчеркивает Юлдаш Мухамматович.

Поделиться ссылкой:

Газиз Юсупов

Добавить комментарий