Как определить национальную принадлежность?

Как определить национальную принадлежность?

Представляем вашему вниманию статью Раиля Гумеровича Кузеева (на авторитетное мнение которого часто ссылаются этнологи Поволжья и Урала), опубликованную в газете «Советская Башкирия» в ноябре 1958 года. Она вошла в многотомный сборник его трудов как часть его наследия. 

В редакции республиканских газет, а также в адрес Института истории, языка и литературы филиала Академии наук СССР поступают письма и запросы из западных районов Башкирской АССР. Их авторы в различных формах задают, по существу, один и тот же вопрос: к какой национальности – башкирской или татарской – они должны себя причислять? В связи с приближением Всесоюзной переписи населения подобные запросы и письма стали поступать чаще. Необходимостью ответить на эти письма и вызвана публикация ряда статей по этому вопросу. Сегодня публикуется первая статья.

* * *

Советская Башкирия – республика многонациональная. Кроме башкир, ее населяют русские, татары, чуваши, мари, мордва, удмурты. В ряде районов живут украинцы, латыши, казахи и представители других национальностей нашей страны.

Соотношение численности тех или иных национальностей и этнографических групп Башкирии в разные периоды было различным. Особенно заметны изменения в численности башкир и татар. Так, по переписи 1926 г. башкир было 625 845 человек, татар 621 121 человек, по переписи 1939 г. соответственно 671 188 и 777 230. Как видно, наблюдается сравнительно медленный рост численности башкир и, с другой стороны, значительное увеличение численности татар. Каковы причины этого явления? Одна из основных причин заключается в том, что в Башкирии есть отдельные группы населения, которые имеют нечеткое представление о своей национальной принадлежности. В период всеобщих переписей они попадают в состав то одной, то другой народности, тем самым оказывая влияние на результаты переписи в данном районе или республике. 

Приведем пример. Во многих районах республики живут тептяри – довольно многочисленная этнографическая группа. Она сложилась из представителей различных народностей – башкир, татар, чувашей, мари, мордвы и др. При переписи 1926 г. тептярей относили к той национальности, выходцами которой они являлись. 

Но свыше 27 тыс. тептярей не смогли более точно определить свою национальность. Их записали тептярями.

Во время переписи 1939 г. все тептяри были причислены к татарам. Между тем тептяри различаются по особенностям языка и культуры. Проживающие в восточных и южных районах республики, в частности, по языку и культуре ничем не отличаются от местного башкирского населения, тептяри же северо-западной части Башкирии мало чем отличаются от окружающих их башкир, говорящих на татарском языке. 

Колебания при определении национальной принадлежности наблюдаются не только среди тептярей, но нередко среди некоторой части башкир и татар. В связи с этим встает вопрос: как правильно определить национальную принадлежность? 

Раиль Кузеев (фото Полит.ру)

Для правильного ответа на вопрос о национальной принадлежности при всеобщих переписях, при сплошных этнографических обследованиях необходимы следующие два условия: во-первых, чтобы опрашиваемый имел отчетливое представление о характере своей этнической (национальной) общности с другими людьми, т. е. необходимо наличие национального самосознания.

Во-вторых, чтобы каждый гражданин имел возможность открыто и свободно высказывать свое представление или убеждение о национальности. 

Имеются ли эти условия в капиталистических странах? Известно, что на заре капиталистического развития формируются буржуазные нации. Рождение наций, в свою очередь, сопровождается процессом оформления национального самосознания. Однако расовая дискриминация и национальное угнетение, присущие капитализму, часто делают невозможным высказывать свое убеждение о национальной принадлежности, тормозят развитие и укрепление национального самосознания.

Можно привести немало примеров, подтверждающих это положение. В царской России, например, тысячи представителей угнетенных народов отказывались от своей национальности, стремясь уйти от преследования и национальной дискриминации. В. И. Ленин, беспощадно разоблачая царскую политику угнетения наций, писал в 1912 г. в статье «Избирательная платформа РСДРП»: «Никогда еще не травили с таким запоем, с такой злобой, с такой бесшабашностью евреев, а вслед за ними и другие народности, не принадлежащие к господствующей нации» (В. И. Ленин. Соч. Т. 17. С. 454).

В наше время расовая дискриминация, национальное неравенство в той или иной форме имеют место в любой капиталистической стране. В результате национального угнетения отдельные группы населения угнетенных народов в капиталистических странах отказываются от своей национальности и объявляют себя представителями господствующей нации. Таким образом, в условиях капиталистических стран национальное самосознание не может быть достоверным определителем национального состава населения при переписи.

Свободное выявление национального самосознания возможно только в социалистических странах, где навсегда покончено с классовым и национальным угнетением. Великая Октябрьская революция, установление и укрепление власти Советов создали в нашей стране необходимые предпосылки для консолидации многих народов нашей страны, в том числе башкир, в социалистические нации. Социалистические преобразования в сельском хозяйстве, невиданное индустриальное развитие республики создали прочную базу для расцвета культуры башкирского народа, способствовали формированию башкирской советской интеллигенции. Вместе с рождением и развитием башкирской социалистической нации укрепляется и становится более отчетливым национальное самосознание.

В СССР навсегда отошли в прошлое расовая дискриминация и национальное угнетение. В братской семье народов установлено полное равенство национальностей. Для советского гражданина не существует никаких причин, которые могли бы его заставить скрывать свою национальность. Следовательно, в условиях социалистических стран при всеобщих переписях национальное самосознание является надежным этническим определителем.

Поэтому, уже начиная с всеобщей переписи 1920 г., национальность населения в СССР устанавливается по самоопределению опрашиваемых, т. е. базируется на национальном самосознании. Однако, как быть в тех случаях, когда отдельные граждане затрудняются четко определить свою национальную принадлежность? 

Чтобы ответить на этот вопрос, надо хотя бы очень коротко разобраться в причинах колебаний, неустойчивости при определении национальности. 

Затруднения или сомнения в определении своей национальности обычно испытывает население, живущее в смешанных в национальном отношении районах. Народы, как известно, живут не изолированно, а в теснейшем соседстве друг с другом, причем оказывают друг на друга определенное воздействие. Понятно, что соседствующие народы заимствуют друг у друга обычаи, особенности языковой речи, воспринимают те или иные элементы культуры и т. д.

Особенно активным бывает взаимное воздействие населения в тех районах, где живут родственные по языку и культуре народы. В Башкирии с таким явлением мы сталкиваемся в северо-западных и некоторых западных районах, где в соседстве в течение длительного времени живут большие группы башкирского и татарского населения. За время длительного пребывания на одной и той же территории у них выработалось очень много общего в языке, в культуре и быте.

Так, в результате длительного этнического процесса в разговорном языке северо-западных башкир уже давно не стало тех характерных черт, которые отличают башкирский язык от татарского. 

В то же время башкиры северо-западных районов сохранили многие специфические особенности своей национальной культуры.  И, что особенно важно подчеркнуть, подавляющее большинство западных башкир сохранило национальное самосознание, свое убеждение в принадлежности к башкирской социалистической нации. 

Об этом свидетельствуют итоги Всесоюзной переписи 1939 г. Из общего количества башкир, населявших в 1939 г. Башкирскую АССР, более 250 000 человек северо-западных и западных районов Башкирии назвали себя башкирами, хотя родным языком они назвали татарский.
Однако некоторая часть башкирского населения этих районов колеблется при определении своей национальности. Нередко, особенно молодежь, обучающаяся в школах, где преподавание ведется на татарском языке, причисляет себя к татарам. 

Иногда дело доходит до курьезных фактов: родные братья и сестры причисляют себя к разным национальностям – одни к башкирам, другие – к татарам.  В основе неустойчивости в определении национальности у указанной группы населения лежат расхождения двух этнических признаков: национальности и языка. Некоторые неверно полагают, что национальность и родной язык должны непременно совпадать. Поэтому они при заполнении переписных листов если причисляют себя к башкирам, то обязательно родным языком также объявляют башкирский, хотя нередко пользуются в быту татарским языком. Часты и обратные случаи: если башкир в западных районах пользуется в быту, в семье татарским языком, то считает логически необходимым объявить себя принадлежащим к татарской национальности. 

Такие представления неправильны. История, да и современность, знает немало примеров, когда на одном языке говорят люди двух и даже более народов или наций. 

Так, англичане и американцы говорят на английском языке, французы и бельгийцы – на французском языке, немцы и австрийцы – на немецком и т. д., хотя каждый из них представляет собой отдельную нацию. 

Расхождения в определении национальности и родного языка довольно часты и у нас в стране, особенно в районах, населенных двумя или более народами. Нередко встречаются и такие примеры, когда одна народность пользуется двумя довольно различными языками. Так, разговорный язык мордвы-мокши и мордвы-эрзи настолько различается, что в Мордовской АССР газеты, учебники, книги печатаются отдельно на мокшанском и отдельно на эрзянском языках. 

Не случайно, начиная с переписи 1920 г., в советских переписных бланках содержатся два вопроса, имеющих отношение к национальности: это вопросы о национальной принадлежности и родном языке. Понятно, что если бы национальность и языки обязательно совпадали, то в одном из этих вопросов не было бы необходимости. При наличии указанных расхождений ориентироваться при определении национальности только на такой этнический показатель, как «родной язык», было бы неверно.

Что имеет в виду вопрос о родном языке в советской этностатистике? Он не означает, что у человека спрашивают так называемый материнский язык, т. е. язык его родителей или вообще предков. Если бы дело обстояло так, то родной язык был бы показателем национального происхождения, но не национальной принадлежности. Вопрос о родном языке в советских переписных бланках имеет в виду выяснить язык, наиболее привычный для опрашиваемого, на котором он думает, говорит в семье и т. д. Но таким языком является необязательно «материнский» язык. 

Немало народов, которые в силу тех или иных исторических причин пользуются в быту не «родным» языком. 

В данном случае мы сталкиваемся именно с таким примером, когда значительная часть западных башкир пользуется «чужим», татарским, языком, который она совершенно справедливо считает своим, родным.  Таким образом, сам факт пользования тем или иным языком не всегда правильно определяет национальную принадлежность, так как «родной» язык не является точным показателем национальности опрашиваемого.

Поэтому и в тех случаях, когда отдельные граждане колеблются при определении своей национальности между такими двумя показателями, как родной язык и национальное самосознание, предпочтение следует отдавать самоопределению, иначе говоря, национальному самосознанию.

 

Кузеев Р.Г. Как определить национальную принадлежность? // Советская Башкирия. 1958. 20 ноября, 26 ноября. (Кузеев Р. Г. Собрание научных трудов : в 7 т.   Т. 1 / ИЭИ УНЦ РАН; (предисл. А. Б. Юнусовой). – Уфа: Китап, 2015. – 360 с.: ил. С. 329-333).

Поделиться ссылкой:

admin

Добавить комментарий