Новый формат сабантуя Нет — газировке и красителям, Да — айрану и кумысу

Новый формат сабантуя Нет — газировке и красителям, Да — айрану и кумысу

В ходе круглого стола «Использование этнических и историко-археологических ценностей в развитии внутреннего туризма» обсуждались вопросы привлечения туристов из России и ближнего зарубежья.

И здесь немаловажную роль играет событийный туризм — он не требует постоянной инфраструктуры и способен оперативно менять форматы в зависимости от интереса потребителя.

— Этника и событийный туризм — это обязательно Сабантуй, замечательный весенний и летний праздник, уходящий корнями в многовековую башкирскую историю — это подчеркнул в своем выступлении руководитель ЦСКА Институт Стратегических Исследований Республики Башкортостан к.и.н. Юлдаш Юсупов.

Вкратце коснувшись кочевой и земледельческой семантики праздника он отметил «формализацию» праздника в недавнем прошлом.

— Сама суть сабантуя как народного праздника во второй половине XX века постепенно преобразовывалась в официальное торжественное мероприятие.

Этому способствовала и советская идеология чествования простого труженика, когда патерналистское “большое государство” поощряло отличившихся трактористов, доярок, агрономов и в лице партийных и хозяйственных руководителей отчитывалось об успехах. Это была часть механизма пропаганды – “национальное по сути, пролетарское по содержанию”. Такая традиция продолжается и по сию пору: формальные, утвержденные годами мероприятия, дежурные концерты и такие же награждения и отчеты.

В плане туристической привлекательности, создания событийного туризма этот формат не может работать не то что эффективно, но и в принципе неприменим.

Теряется самобытность, местечковая экзотика, особая атмосфера сабантуя как действительно народного праздника заменяется на формальные мероприятия. Достаточно сказать, что порой развернутые юрты начинают сворачиваться после дежурного обхода руководителей района и официальных гостей, а местные блюда, придающие экзотичность меню, заменяются дежурными колбасами и бутербродами.

Чтобы вернуть событийную привлекательность, а вместе с тем увеличить туристическую популярность башкирского сабантуя предстоит, во-первых, понять смысл этого праздника, а также пересмотреть формат проведения этих мероприятий, находя (или вспоминая) его народность.

– Новые форматы работы с гостями-клиентами мероприятия: PR, система скидок, флаеры, гостевые браслеты, сетевой интерактив (напр. Интернет-голосование — пусть народ сам решает что им нужно на этом сабантуе) и пр.

– Каждый Сабантуй это гастрофестиваль/конкурс (возможно между подворьями) по приготовлению и подаче традиционной кухни (в том числе, этнобара с традиционными напитками: кумыз, айран, бал, кумушка и др.).

– Новый формат подворий представляющие собой не столько визуальный объект особенно для рядовых посетителей, а интерактивный, кинестетический объект в качестве этнографических экспонатов и игр. Например, возможность пострелять из лука, соткать ковер, погладить теленка, отчеканить монету и т.д.

— Самое больное место нынешних сабантуев — ты ходишь по жаре с семьей, проходишь мимо красоты юрт и подворий, но не можешь зайти и «зависнуть» там на часа 1,5- 2. И тем более тебя там не будут кормить, если не знакомый председателя.

Они не кормят, даже если ты готов за это платить. Суть предлагаемых изменений в том, что каждая юрта и подворье должны стать пунктом общепита и детской площадкой.

Вы пришли семьей, вы — в юрте или рядом под навесом, кушать настоящую деревенскую еду за умеренную цену, дети — трогать и прыгать по кинестетике.

Сегодня получается странная ситуация: каждый сельсовет бросает все силы, чтобы накрыть у себя стол, который потом по-большому счету портится. А все посетители платят деньги за шашлыки непонятных производителей, поедая все это на пластиковых столах, на корточках или на ходу.

Поделиться ссылкой:

Газиз Юсупов

Добавить комментарий