О механизме изменения национальной принадлежности татар и башкир

О механизме изменения национальной принадлежности татар и башкир

Предлагаем вашему вниманию часть исследования этнополитолога Дмитрия Праймеса Горенбурга (доктор философии, руководитель российской и восточноевропейской программы Центра военно-морских исследований США (г. Александрия, штат Вирджиния)) «К ИССЛЕДОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ИЗМЕНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ У ТАТАР И БАШКИР БАШКОРТОСТАНА» (полностью статью можно почитать здесь)

В XIX в. территория нынешнего северо-западного Башкортостана занимала северо-запад Уфимской губернии – Белебеевский, Бирский и Мензелинский уезды. После революции, когда были созданы автономные национальные республики Татарстан и Башкортостан, Уфимскую губернию в 1922 г. разделили между ними. Большая ее часть, в том числе Белебеевский и Бирский уезды, вошла в состав Башкортостана, а Мензелинский уезд был присоединен к Татарстану.

До середины XIX в. северо-запад Уфимской губернии привлекал немало татароязычных мигрантов. В то время этноним «татары» еще не стал общепринятым для всех татароязычных тюрков региона. Мусульмане Урало-Поволжья имели общую идентичность, исходя из своей религии и мифическом родстве с Волжской Булгарией X-XIII вв. (Frank, 1998).

Со временем стали выделяться те, кто называл себя татарами. Кроме того, здешние иммигранты разделялись на две группы, различавшиеся по месту выхода: казанлык (казанцы) и мишари [5].

На северозападе Уфимской губернии проживали также башкиры и тептяри. Они одновременно являлись и этносами и сословиями, вели свое происхождение с XVI столетия по царскому указу, давшему башкирам особые привилегии на право владения землей на этой территории [6]. Тептярям также разрешалось владеть землей, хотя и меньшего размера, и поэтому они считались менее престижным сословием, чем башкиры.

В то время как в сословии башкир в целом доминировали этнические башкиры, в сословие тептярей входило большинство этносов Поволжья, в том числе и нетюрки – марийцы и удмурты (Якупов, 1992, с.168). Нерусские народы, не принадлежавшие к башкирам или тептярям, не могли владеть землей и арендовали ее у представителей этих сословий. В конце XIX столетия землевладение реформировали: сословные привилегии упразднили, а все этнические группы уравняли в правах. Однако рудименты этой системы сохранялись вплоть до революции 1917 г. 

Этничность на северо-западе Уфимской губернии все это время была крайне нестабильной. Коростелев (Коростелев, 1994) собрал сведения о национальном составе деревень северо-запада Уфимской губернии/Башкортостана в 1870-1989 гг. Он выяснил, что в 1870-1913 гг. 47 % тамошних деревень изменили свою этничность. Это были не только переходы из мишарей, тептярей и татар в башкиры, но и наоборот (см. Таблицу 2).

После 1917 г. этничность местного населения вновь стала меняться. Тептярей и мишарей постепенно причислили к национальностям, официально признанным Советским правительством. Тюркоязычным мусульманам было предложено стать либо татарами, либо башкирами. Коростелев показал, что примерно 2/3 мишарей и тептярей стали татарами, а 1/3 – башкирами. Кроме того, в 1920-е гг. многие башкиры превратились в татар (Коростелев, 1994, с.77 и 91).

Различие между национальностью и родным языком, впервые введенное при проведении переписи 1926 г., показывает, что смена этничности у башкир происходила двояко. В тех частях Уфимской губернии, которые были присоединены к Татарстану после революции, численность башкир упала с 123000 в 1897 г. до 0 чел. в 1926 г. (Таблица 3).

Башкиры, оказавшиеся в Татарстане, превратились в татар. В уездах, вошедших в Башкортостан, часть башкир стала считать себя татарами, но во время переписи 1926 г. большинство подтвердило свою башкирскую принадлежность. Башкиры, называвшие себя татарами, преимущественно состояли из тех, кто стал башкиром недавно, а ранее считался мишарем или тептярином. Башкиры, оставшиеся таковыми, проживали в деревнях, которые являлись башкирскими еще до земельной реформы 1865 г. (Роднов, 1995, с.76). Однако на северо-западе республики большинство таких башкир назвали татарский язык своим родным языком. Если в 1897 г. 89 % тюркского населения в этом регионе считало башкирский своим родным языком, то в 1926 г. 94 % этого же населения объявило таковым татарский язык (Коростелев, 1994, с.80). В 1926 г. 46 % всех башкир республики были татароязычными, а на ее северо-западе таковых было 89 %.

Изучив динамику сельской этничности за 1870- 1989 гг., Коростелев установил, что 95 % деревень, определенных в 1989 г. как башкирские, всегда считались таковыми (Коростелев, 1994, с.78 и 91).

Из деревень, учтенных в 1989 г. как татарские, 48 % всегда являлись татарскими, мишарскими или тептярскими. Остальные татарские деревни в какое-то время считались башкирскими.

Эти деревни подразделяются на две группы. В первую входят 15 % татарских деревень, которые до переписи 1989 г. всегда учитывались как башкирские. Их население состоит из тех, кто в 1926 г. считал себя татароязычными башкирами и их потомками.

Вторую группу составляют 37 % татарских деревень, которые в советское время превратились в башкирские. Их в основном населяют татары, ставшие башкирами в 1950-е гг. или позднее, чтобы получить для себя привилегии (Коростелев, 1994, с.91).

Теперь выберем в качестве примера один из северо-западных районов Башкортостана – Балтачевский – и проследим его демографическую динамику за 1939-1989 гг. В 1939 г. 53 % населения Балтачевского района составляли татары, а 24 % – башкиры. В 1959 г. татар осталось лишь 17 %, а башкиры увеличились до 62 %. В последующие годы доля татар продолжала падать: в 1979 г. в районе было 6 % татар и 74 % башкир. Но к 1989 г. показатели 1939 г. были, по сути, восстановлены: башкир стало 22 %, а татар – 59 % (Рис. 3). В других северозападных районах Башкортостана наблюдались аналогичные процессы.

… 

Смена национальности в северо-западном регионе в 1989 г. отличалась от прежних ее массовых перемен тем, что теперь имелась еще одна группа людей – это были прежде всего татароязычные башкиры – фактически изменившая свою личную, а не общественную этничность.

Они считали себя башкирами еще с дореволюционного времени. Пытаясь добиться отождествления родного языка с национальностью, башкирские руководители вынудили этих людей изменить свою национальную принадлежность. Это изменение, в совокупности с исчезновением экономических и политических выгод от принадлежности к башкирам, заставило свыше 100000 татароязычных башкир стать татарами.

Пытаясь добиться отождествления языка с национальностью, башкирские руководители на деле получили обратное: местное население привело свою национальную принадлежность в соответствие со своим родным языком.

Эти перемены этничности стали возможны отчасти и потому, что этнокультурные различия между татарами и башкирами были незначительными. Нельзя забывать, что местные жители изменяли свою общественную этничность на соседнюю с целью поддержать политику башкирского правительства по национальному вопросу или получить для себя большие привилегии. В течение XX в. многие жители северо-западного Башкортостана не раз меняли свои этнонимы, сохраняя свою этничность или общественные взаимоотношения.

Однако, частые изменения этнонимов, кажется, привели к тому, что национальная принадлежность стала нестабильной даже у тех, кто твердо сохранял свою общественную этничность, а это, в свою очередь, облегчило им перемену своей национальности при первом удобном случае.

Выводы

В XX в. национальная принадлежность населения северо-западного Башкортостана зависела от национальной политики государства. Накануне революции 1917 г. устранение сословных ограничений на землевладение способствовало тому, что многие татары и мишари, ставшие башкирами ради получения прав на землю, восстановили свою прежнюю этничность. В 1920-е гг. создание национальных республик и их покровительство своим титульным нациям привело к тому, что многие башкиры, оказавшиеся в Татарстане после разделения Уфимской губернии, стали считать себя татарами. Одновременно действия Башкирского правительства по созданию башкирского литературного языка привели к тому, что многие башкиры перешли на татарский язык. Привилегии для лиц титульной национальности, получившие распространение в тот период, способствовали тому, что многие татары Башкортостана в официальных документах стали записываться башкирами. Исчезновение этих привилегий в середине 1980-х гг. вызвало возврат многих из них в состав татар. Наконец, насильственное введение в татароязычных башкирских деревнях изучения башкирского литературного языка вынудило большинство их жителей признать себя татарами для того, чтобы обучать своих детей на татарском языке. Колебания этничности у населения в этом регионе являются, таким образом, результатом многократных зигзагов советской национальной политики по отношению к малочисленным этносам.

Эти изменения этничности свидетельствуют о решающей роли государства в управлении этническими процессами. По своей сути, политические шатания и создание новых государственных институтов являются связующим звеном между изменениями этничности, вызванными стремлением людей получить выгоду для себя, и изменениями этничности, которые затрагивают этнокультурную сферу.

Если власти начинают предоставлять тому или иному этносу привилегии, то представители других этносов могут изменить свою национальность на привилегированную. Кроме того, государство может управлять развитием этнокультурных признаков с помощью таких мер, как создание литературного языка или слияние нескольких этнических групп в новую. Акцентируя внимание на конкретных причинах изменения этнического самосознания, большинство теоретических работ игнорируют роль государства как решающего фактора в этом процессе.

Справка:

Американский этнополитолог Дмитрий Праймес Горенбург родился в 1970 г. в Ленинграде. С 1979 г. живет в США. В 1992 г. окончил Принстонский университет. В 1998-2000 работал в Дэвисовском Центре русских исследований Гарвардского университета. Занимается исследованием роли советских государственных институтов в возникновении национализма и изменениях этничности в национальных республиках Российской Федерации (преимущественно в Татарстане, Башкортостане, Чувашии и Хакасии) в XX в. В своей книге «Minority Ethnic Mobilization the Russian Federation» («Этническая мобилизация национальных меньшинств в Российской Федерации») (New York, 2003) Д.Горенбург на широком историческом фоне рассмотрел причины возникновения современных национальных движений в Урало-Поволжье, формирование их организационных структур и кадрового состава.

Поделиться ссылкой:

admin

Добавить комментарий