От зрителя в кинотеатр: феномен башкирского исторического кино
Недавним открытием российского кинематографа стало якутское кино, а сегодня мы наблюдаем новое явление: башкирские кинематографисты экранизируют своё культурно-историческое наследие, породив феномен национального исторического кинематографа.
Масштабы башкирского кинопроизводства пока не дотягивают до якутского творческого конвейера, но в остальном у кинематографов двух республики много общего: ориентация на местного зрителя, энтузиазм авторов и бюджеты, скромные по федеральным меркам. Различаются же они в подходе. Если в Якутии делают ставку на развлекательное кино и внутренний рынок, в Башкортостане решили формировать образ республики в сознании массового зрителя как внутри региона, так и за его пределами.
Кино в Якутии: от кинотеатра к зрителю
Можно сказать, что якутское кино похоже на стартап: смелые энтузиасты увидели рынок, привлекли инвесторов и получили востребованный продукт. Кинематограф в Якутии во многом начинался как самодеятельность, но быстро встал на профессиональные рельсы. Этому сильно способствовало сотрудничество с кинотеатрами. Прокатчики взяли на себя роль инвесторов, рискнули и не прогадали. Высокие зрительские сборы окупили производство и позволили заложить финансовую основу для съемок новых картин. Новые картины окупились и принесли прибыль. Так появилась отрасль, звездные актеры и режиссеры.
Для миллионной республики якутские кинематографисты феноменально плодовиты: каждый год они выпускают до десяти фильмов. С 2010 года снято больше 95 полнометражных картин.
Из-за региональной специфики эти картины почти не участвовали в федеральном прокате, но якутское кино заслуженно получало награды международных кинофестивалей. Например, картина Дмитрия Давыдова «Пугало» получила Гран-при 31 «Кинотавра», а фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» был признан жюри международных фестивалей, профессиональными критиками и вышел в мировой прокат. Помогли свежие идеи и уникальный якутский колорит.
Проблемы башкирского кино
Башкирское кино десятки лет существовало без достаточного госфинансирования и серьезных инвесторов. Исключениями стали исторический фильм Галибина «Сестрёнка» и криминальный сериал «И это всё Роберт». Бюджет «Сестрёнки» приблизился к отраслевым стандартам в 90 миллионов рублей, а сериал сняли по инициативе местного телеканала с бюджетом от 70 до 170 миллионов, в зависимости от того, каким слухам верить.
Успех «Сестрёнки» в привлечении средств во многом обеспечило доверие к автору произведения, на котором основан сценарий. Фильм снят по мотивам произведений башкирского народного поэта и драматурга Мустая Карима, чьим именем названы улицы, школы и уфимский аэропорт. Для Башкортостана картина имеет большое значение. «И это всё Роберт» привлек местный капитал. Однако оба проекта нельзя в полной мере назвать региональными: работали над ними преимущественно московские специалисты.
Исконно башкирское кино держится на двух режиссерах, снимающих полнометражные игровые фильмы. Это Булат Юсупов и Айнур Аскаров. Булат Юсупов — первый профессиональный кинорежиссер Башкортостана, автор трилогии: «Бабич» — «Первая Республика» — «Дневник поэта». Айнур Аскаров — дебютант в историческом жанре — снял фильм «Таганок» по мотивам произведений того же Мустая Карима.
В отличие от якутского кинематографа, башкирский с момента появления опирается на государственную поддержку. Порядка 90 % производственного бюджета составляют государственные средства. Частные инвесторы из-за погибшей системы кинопроката долгое время не рассматривали финансирование производства как бизнес.
Когда-то Башкортостан был одним из самых кинофицированных регионов и почти в каждом сельском клубе стоял кинопроектор. Но с приходом прогрессивной цифровизации кино на пленке практически исчезло, а переход на удобные, но довольно дорогие цифровые проекторы добил когда-то развитый кинопрокат.
От двух тысяч точек проката в Башкортостане осталось 40–50, где иногда показывали фильмы с DVD-дисков. Частные кинотеатры и особо удачливые государственные залы с новым оборудованием получали репертуарные картины из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Челябинска. Производство собственных картин также застыло. Долгое время в республике снимали примерно один полнометражный фильм раз в два-три года.
Зарождение башкирского исторического кино
Качественный перелом наметился лишь к 2017 году, когда в Башкортостане появилась современная съемочная техника и местные кинематографисты сняли исторический фильм «Бабич», вышедший к 100-летию Башкирской Автономии.
Местный многонациональный зритель, избалованный западным развлекательным кино, поначалу весьма недоверчиво отнесся к афишам с национальными фильмами. Для сравнения, в моноэтнической Якутии всегда был устойчивый интерес к фильмам о якутах и Якутии. И местные кинематографисты оказались в более выигрышном положении, чем их башкирские коллеги.
Жанровые фильмы «о нас и по-нашему» шли в якутском прокате с большим успехом. Зрители прощали скромный бюджет и несовершенство техники за аутентичность образов и характеров. В то же время, башкирское молодое кино, развивавшееся в среде без четкого запроса на местный колорит, жестоко критиковали едкие журналисты.
Но кино двух регионов отличалось не только отношением зрителя, но и разностью подходов. Якуты изначально не стремились создавать исторических монументов, а пытались зрителя завлечь и развлечь. Ставка на развлекательное кино сработала, студии и прокатчики получили прибыль, а с деньгами — возможность экспериментировать.
Башкирское кино изначально не было в полном смысле развлекательным. С 2000-х годов Киностудия «Башкортостан» стала тихой гаванью для старшего поколения кинематографистов и воспринималась властью скорее как артефакт былого величия. Руководство студии не поощряло излишнюю инициативность молодых авторов. Не удивительно, что создать в таких условиях что-то заметное попросту не получалось.
Например, в конце 2000-х планировали снять фильм об участии башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года. Фильм должен был стать первым и самым масштабным историческим фильмом Башкортостана. Бюджет оценивался в 200 миллионов рублей и позволял снять на уровне лучших федеральных картин. Однако получив первые миллионы, авторы долго пытались оправдать доверие контролирующих органов. В результате тень сомнения легла на целесообразность всей отрасли.
Возможности для экспериментов появились вместе с учреждением грантов для поддержки культурных проектов Башкортостана. Команда режиссёра Айнура Аскарова решила повторить путь якутских кинематографистов и снять зрительское кино с национальным колоритом. Так появился фильм «Из Уфы с любовью», добившийся заметных успехов в прокате.
Команда Булата Юсупова использовала возможность иначе и взялась за национальную историческую трилогию, которая формировала бы образ республики в сознании как местного зрителя, так и за пределами региона. Обращение к историческому и культурному наследию впервые шло без посредников, через архивные документы, свидетельства и дневники. Команда сняла фильмы «Бабич» и «Первая Республика», создав прецедент в работе над серьезным кино. И если их первый фильм только намечал контуры будущего жанра, то второй закрепил достигнутый успех.
Параллельно с этим киностудия «Башкортостан», ставшая производственной базой, с 2018 года активно занялась возрождением киносети. За прошлый год количество кинотеатров, в которых показывают местные ленты, увеличилось в три раза, с 10 до 30.
Формирование феномена
Несмотря на скромные бюджеты по 9 миллионов рублей, полученные от государства, «Бабич» и «Первая Республика» смогли сломить недоверие зрителя к национальному историческому кино. Как мне кажется, именно работа Булата Юсупова проложила фарватер, в котором пошли «Сестрёнка» Галибина и «Таганок» Аскарова.
Заключительная картина национальной трилогии «Дневник поэта» посвящена истории Рами Гарипова — народного поэта Башкортостана, чье творчество и сегодня продолжает вдохновлять новых творцов. Стихотворение «Туган тел» («Родной язык») Рами Гарипова стало символом вновь созданного в Башкортостане праздника Дня башкирского языка, который отмечается 14 декабря.
«Дневник поэта» Булат Юсупов запустил как первый народный фильм. В 2019 году зрители собрали 1,5 миллиона. Интерес зрителя помог вызвать интерес государства и в декабре 2020 при личной поддержке Главы Башкортостана Радия Хабирова Министерство культуры выделило на производство фильма около 16 миллионов рублей.
Впервые удалось пробить бюджетный потолок в 10 миллионов рублей, что сразу отразилось на качестве фильма. Масштаб исторической и художественной реконструкции в «Дневнике поэта» сопоставим с федеральным. Думаю его можно сравнить с известным краундфандинговым проектом о Великой Отечественной войне «28 панфиловцев», где зрители пожертвовали почти 40 % бюджета.
Очевидно, что на такие цифры башкирскому национальному историческому кино рассчитывать не приходится: зрелищная военная драма привлекательнее для российского зрителя, чем неторопливая история о поэте, популяризирующем башкирский язык. Тем не менее, команда Булата Юсупова с упорством продолжает собирать средства, рассчитывая добрать до заявленных на старте съемок 23 миллионов.
Перспективы национального кино
Успехи национальных исторических лент, пускай и скромные, позволяют говорить о потенциальной востребованности подобного кино. Впервые у башкирских кинематографистов появилась надежда на окупаемость и зрительский охват.
Конечно, нельзя сказать, что башкирский кинематограф переживает расцвет. Пока он больше похож на шустрого ребёнка, который только осваивает велосипед и всё ещё нуждается в поддержке родителя. Эту поддержку могут дать государство и меценаты, понимающие значение кинематографа для культуры региона и России в целом.
Кино как искусство рождается на стыке литературы, музыки и театра. Хотя в массовом прокате преобладают развлекательные ленты, сложно переоценить влияние кино на формирование образа культуры и нации авторов в сознании зрителей из других регионов и стран. Простой пример тому образ Америки, сформированный не новостями и художественной литературой, а в первую очередь продукцией Голливуда.
Какие бы цели ни преследовали авторы, кино неизбежно становится лицом региона и страны, показывая отношение власти и граждан к своей истории и культуре. Культуру США, Европы, Индии или Китая россияне знают главным образом по их фильмам. Именно по этой причине феномен башкирского исторического кино так важен. Популяризация национальной культуры Башкортостана — важный элемент национального богатства всей страны. Она должна иметь поддержку власти и общества.
Это позволяет назвать первые успехи башкирских кинематографистов феноменом. Феномен создан, но ещё не развит, и как молодое дерево требует заботы. И самое ценное, что можно сделать сейчас — поддержать зарождающийся жанр национального исторического кино финансово и административно. И если судить по последним кинопроектам Башкортостана, желание поддерживать и развивать его есть.