Тюрки в системе имперской государственности России XVIII — начала XX в.

Тюрки в системе имперской государственности России XVIII — начала XX в.

Имперская идея России и тюрки — как они стыковались и где-то взаимно дополняли друг друга? Проблема, связанная с «ритмами Империи» — определенной синхронностью в изменении политики властей по отношению к отдельным регионам и этноконфессиональным группам многонационального государства — рассмотрена в докладе Александра Полунова на II заседании Научной сессии по этнической истории и антропологии башкир «Башкиры в контексте междисциплинарных исследований тюркских народов Евразии», посвященной 50-летию научной сессии Отделения истории Академии наук СССР по проблемам этногенеза башкир, которое проходило 8-9 октября в Уфе.

— Изначально одним из важнейших элементов имперского управления в России (еще до официального провозглашения ее империей) было предоставление широкой административной и конфессиональной автономии этническим сообществам, вошедшим в его состав или находившимся с ним в тесном контакте. Ярким примером подобной политики было существование в составе Московского государства Касимовского ханства (XV-XVII в.), сохранение привилегий тюрко-мусульманской (ордынской по происхождению) аристократии, вливавшейся в состав московской знати, — отмечает Александр Юрьевич.

В конце XVII — начале XVIII в. с подобной политикой было покончено, был взят курс на унификацию системы управления в духе «регулярного государства», однако во второй половине XVIII в. в деятельности властей произошел очередной поворот.

Значительное расширение территории российского государства при Екатерине II побудило правительство восстановить и закрепить курс на предоставление широкой автономии различным конфессиям и этническим группам, причем теперь этот курс проводился синхронно на разных окраинах (Западный край, Крым, Поволжье и Приуралье).

— Касаясь Поволжья и Приуралья, следует отметить учреждение Оренбургского мусульманского духовного собрания и масштабное партнерство имперских властей с волжско-татарской элитой в деле проникновения России в Среднюю Азию. В эпоху Великих реформ 1860-70-х гг. вновь возобладал курс на унификацию, на этот раз на началах гражданского равенства и строительства гомогенной нации, который также во многом одновременно коснулся разных регионов, — подчеркивает исследователь.

Однако к этому времени начали действовать институты, связанные с развитием системы образования и гражданского общества. Пользуясь этими институтами, представители тюрко-мусульманской общественности получили возможность отстаивать свои права и выдвигать требования, свидетельствовавшие о значительном росте национального самосознания.

Знамя 5-го башкирского конного полка, 1812-1815 годов

Справочно:

Алекса́ндр Ю́рьевич Полуно́в — доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М. В. Ломоносова, Председатель Экспертного Совета при Федеральном агенстве по делам национальностей РФ (ФАДН России).

Поделиться ссылкой:

admin

Добавить комментарий