Ногайская и Золотоордынская идентичность становится разменной картой новых элит
О спекулятивном использовании элитами отдельных тюркских народов ногайской идентичности сказал в ходе своего выступления один из основателей Ассоциации тюрков России Рамиль Ишмухамбетов на заседании секции XIII Конгресс антропологов и этнологов России, который проходит со 5 по 6 июля в Казани.
Астраханский ученый отметил, что ногайцы как народ стали считаться частью татар в русле советской, а если быть точным — сталинской, политики укрупнения малых народов. Возрождение этнического самосознания ногайцев началось в 80-е годы.
— Исторически — примерно с восьмого века нашей эры по 14 век — существовал половецкий союз племен. Активная фаза существования половецкого, или как его еще называют западно-кыпчакского союза — с 11 по 14 век. И многие исследователи, в первую очередь наши современники Юрий Евстигнеев и Ахмет Ярлыкапов основную роль в этногенезе ногайского народа относят к непосредственному влиянию западно-половецких племен. Это отмечают и более ранние исследователи, например Рамазан Керейтов, — сообщает Рамиль Валитович.
Собственно ногаев можно выделить в период поздней Золотой Орды — именно тогда, в 14 веке, была образована Ногайская Орда.
— К какому времени отнести формирование Ногайской Орды как государственного образования- в среде исследователей остается дискуссионным. Например, Ашим Секалиев, более известный как исследователь фольклора, но, тем не менее, один из авторов тома «Ногайцы», связывал образование с 1390-ми годами. Это мнение является доминантным в ногайском народе, — отмечаетисследователь, тем не менее еще раз подчеркивая, что в академической среде вопрос датировки продолжает обсуждаться.
Например, ведущий исследователь Ногайской Орды и ногайского народа доктор исторических наук Вадим Трепавлов относит государственность Ногайской Орды к периоду правления внука Едиге — Мусы.
Ногайская Орда являлась гегемоном на постордынском пространстве и это подтверждают труды Магомеда Сафаргалиева, который описывал не только Ногайскую Орду, но и Казанское Ханство, и Крымский Юрт.
Какой бы этап развития государственности на постордынском пространстве мы ни брали — без понимания ногайского элемента полного охвата темы и его исследование невозможно. Так, почти в каждой Орде был свой мангытский юрт — в том числе и в Большой Орде (Тахт эли), он находился в приднепровье.
— Это нашло отражение и в таких глубинных слоях фольклора — народных эпосах. Сам эпос «Эдиге» представляет собой народное переложение официальной идеологии государства, когда на смену чингизидской парадигме развития, Ясе Чингисхана, приходит образ Эдиге — выходца из простого народа и сражается за народные права с Тохтамышем, который, в свою очередь, олицетворяет прежних ханов, — отмечает докладчик.
Что касается идентичности современных ногайцев, то группой, пронесшей историческое самосознание и самоназвание через века являются ногайцы Северного Кавказа и Нижнего Поволжья.
— Для нас это не просто какой-то этап истории. Например, для башкир, татар, сибирских татар и других народов ногайский период — это прошлое. Но для нас, современных ногайцев, это история нашего народа, который продолжается и по сию пору. Мы смогли пронести эту память через века; это и родоплеменная структура, эпосы, образ жизни (кочевой быт мы сохранили до начала 20 века), традиционные тамги на надгробьях — сохранены все маркеры принадлежности к единому ногайскому этносу, — говорит Рамиль Валитович.
Он также отмечает современные попытки спекулятивного использования элементов совместной истории, приписывая и переписывая в угоду политической коньюнктуре.
— К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что ногайское наследие становится предметом разного рода манипуляций. Это делают не народы, конечно же, а определенные элиты наших родственных народов.
На постсоветском пространстве поиском своей исторической идентичности занялись элиты соседнего нашей стране Казахстана, например.
Действительно, параллельно тому как в нашем российском обществе идет обсуждение и поиск нашей гражданской идентичности, точно такие же процессы происходят и на всем постсоветском пространстве.
Для определенных элит Казахстана идэ-фикс это исключительность претензий на золотоордынское наследие, дескать «Мы основной наследник Золотой Орды».
И это отмечается не только в художественных и публицистических произведениях, что было бы простительно, но в трудах, претендующих на научную достоверность.
Паралелльно элиты Казахстана развивают и идею половецкой преемственности — этому была посвящена недавняя серия передач на историческом канале Казах-ТВ под общим названием «По следам предков». Участники экспедиции посещают места кочевок половцев.
— Мы видим, что один конкретный этнос — в данном случае казахский — претендует на то, чтобы быть основным наследником половцев. И в видении этого небольшого круга сторонников все половецкое объявляется только лишь казахским.
Следуя этой логике, любые следы половцев объявляются казахскими. Хотя и ряд казахских ученых отмечают, что не все так просто: то же приписывание БейБарса к казахам считается натянутым.
Если мы говорим о половецком/кыпчакском элементе в этногенезе казахов, более верным будет говорить о восточно-кыпчакском компоненте, как отмечал в своих трудах Юрий Евстигнеев.
Максат Жабагин (Maxat Zhabagin), который занимается генной географией, исследовал процентные доли и соотношение казахских родов в отношении всего состава племен. И он выяснил, что доля рода Кипчак составляет 4 процента, а доля родственного рода Канглы — около пяти процентов во всем составе племен, которые составляют казахскую нацию. То есть на фоне определенного влияния кыпчакского компонента, мы не можем заявлять о бесспорном его довлении.
Надо также различать востоных и западных кыпчаков. Здесь уместно будет сослаться на Евстигнеева. Западные кыпчаки вобрали в себя докыпчакские компоненты, которые присутствовали и на Северном Кавказе и в Крыму.
Исследователь, побывавший в течение последнего месяца на прежних землях ногайцев отметил и нюансы современного восприятия этих территорий.
— Я с удивлением отметил, что ногайское наследие тоже стало разменной картой в башкиро-татарских противоречиях. Грубо говоря, восток Татарстана и запад нынешней Башкирии, которые когда-то занимала Ногайская Орда, объявляются ногайскими, а следовательно (делают вывод последователи сталинской теории нациестроительства) они являются татарскими, — высказал свои наблюдения историк.
Он подчеркнул, что ногайский компонент имел место и в этногенезе татарского народа, и в этногенезе башкирского народа, но соразмерность влияния несопоставима. Здесь, по его мнению, наблюдаются те же параллели в интерпретации истории в среде элиты соседнего Казахстана.
— То же мы можем сказать и о построении национальной идеологии в Казахстане, где развивается подход, что Младший Жуз — это и есть ногайцы. Отсюда они делают вывод, что казахи имеют исторические претензии на территории, которые когда-то занимали ногайцы. На эту тему пишутся около- и псевдонаучные труды, публицистика, — говорит Рамиль Ишмухамбетов. — Отражение этого подхода мы видим даже в серьезных трудах Амантая Исина и Радика Тимергалиева, где проскальзывает, что ногайцы и казахи — это скорее политические партии внутри одного единого народа.
Завершая выступление, ногайский исследователь иронично заметил, что сейчас уместно поставить вопрос «Кто ты, ногаец: казах или татарин?» [отсылка к известному труду Р.С. Хакимова «Кто ты, татарин?»].
— Действительно, много чего общего в нашей истории. Здесь, в Казани, уместно вспомнить о правительнице Казанского ханства Сююмбике — дочери ногайских ханов. Но этнические маркеры, этногенез и историческая наука говорят о необходимости пересмотра этого однообразного, шаблонного подхода в пользу научно обоснованного обсуждения и выработки общей для всего нашего постордынского пространства подхода к истории, — резюмировал